На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 895 подписчиков

Свежие комментарии

  • Воробей
    Не стоит путать иметь возможность  и возможностью воспользоваться. Это две разных вещи. Растлевать своих детей имеют ...Прошлая жизнь. За...
  • ММ
    Ну, обобщать до уровня обыденности маньяков типа Чикатило... Сколько было маньяков за эпоху советской власти, и сколь...Прошлая жизнь. За...
  • Алексей
    Слишком многословно, надо проще. Осознанность - познание: кто ты, зачем ты. Расшифровка посредством Буквицы: О - нечт...50 ЭФФЕКТОВ ОСОЗН...

Язычество и православие. Потомки летописной Мещёры из села Шопша

Язычество и православие

Сегодня я расскажу вам о культуре населения села Шокша Теньгушевского района Мордовии, населения, которое ученые считают потомками той самой древнерусской летописной мещёры. О народе мещёра часто говорят - загадочный. Удивительно, но о древних греках и римлянах мы русские знаем значительно больше, чем о людях, которые жили в наших краях по историческим меркам еще не так давно, менее 500 лет назад, всего в 100 километрах от Москвы.

И даже являются прямыми предками большей части современных жителей Мещёрского края... 

Язычество и православие. Потомки летописной Мещёры из села Шопша

В одном из своих интервью, старший научный сотрудник Государственного исторического музея (г. Москва), руководителель Окско-Рязанской археологической экспедиции ГИМ Илья Рафаэлович Ахмедов на вопрос - являются ли русские мещеряки, и в частности жители Егорьевского района Подмосковья прямыми потомками древней мещеры? - ответил:

Безусловно, мещёра принимала участие в этногенезе русского народа, который проходил и на территориях современной Московской и Рязанской областей. Что касается прямой исторической преемственности, то мне хотелось бы рассказать об истории одной из групп мордовского народа, а именно мордвы-шокши. Современная шокша живёт на северо-западе Республики Мордовия и сохраняет отличия от мордвы-эрзи и мордвы-мокши. Археологи, изучая могильники в районе проживание этого субэтноса, пришли к выводу, что преемственность похоронного обряда сохраняется там с 5 по 11 век и поэтому шокшу можно считать прямыми потомками одного из родов Рязано-Окских археологической культуры. И кстати, близкими родственниками древней мещёры. 

Мещера

фото 1975 года

В селе Шокша сохранился удивительный похоронный обряд - установка намогильных крестов или памятников огромного размера - 4-5 метров в высоту.

Это историческая особенность шокши, которая не встречается у других финно-угорских народов, проживающих на территории республики.

Мещера

фото 1975 года

Конечно, дерево не долговечно, но до сегодняшнего дня сохранилось еще достаточно много таких огромных памятных знаков. Еще больше упавших от времени, и полуразрушенных. Пройдет еще несколько лет и увидеть это будет нельзя - новых больших крестов местные жители уже не ставят.

Мещера

Почему кресты и памятники столбцы со звездами которые устанавливали в советское время (они еще выше крестов) такие огромные? Местные жители объясняют это приезжим тем, что их усопшим родичам по высоким крестам и шестам будет проще забраться на небо, в Рай... Не иначе как в небесный пчельник Инешкипаза...

В глубокой древности финно-угры часто хоронили своих покойников на деревьях. Они привязывали обёрнутые лубом, тканью тела к ветвям деревьев или подвешивали их в деревянных колодах наподобие пчельников. Мотив всё тот же, что и в случае шокшинских крестов - умершему вися на дереве проще забраться по его кроне в Верхний мир. Когда останки, луб и колоды истлевали, все их содержимое сыпалось на землю... Сюжет, кстати, очень интересный. Помните в сказках Соловей-разбойник обитающий в Мещёрских лесах сидит в кроне дуба, вокруг которого валяются человеческие кости и черепа...

В связи с этим можно и нужно вспомнить приспособления для лазания по деревьям из средневековых могильников муромы, родовые деревья карсико у балтийских финнов у которых обрубали ветви в случае смерти одного из членов рода, таблички с именами умерших на тех же самых карсико, точно такие же таблички с именами умерших старообрядцев на соснах Мещёры, обряд похорон на деревьях у хантов и манси, похоронный лабаз на курьих ножках-высоких пнях спиленных деревьев (обряд в древности распространённый от Урала до Балтики), и, и высокие шесты-надгробия у соседей марийцев. Привет шокшинским жердям со звездами советского времени.

Вот такая удивительная архаика.

Кресты в сущности те же деревья, по их перекладинам в Рай карабкаться легко и к чертям не соскользнешь. Чампаз-Инешкипаз, храни нас! Помилуй нас!

финно-угры

финно-угры

финно-угры

Источник - http://orei.livejournal.com

наверх