Сегодня я расскажу вам о культуре населения села Шокша Теньгушевского района Мордовии, населения, которое ученые считают потомками той самой древнерусской летописной мещёры. О народе мещёра часто говорят - загадочный. Удивительно, но о древних греках и римлянах мы русские знаем значительно больше, чем о людях, которые жили в наших краях по историческим меркам еще не так давно, менее 500 лет назад, всего в 100 километрах от Москвы. И даже являются прямыми предками большей части современных жителей Мещёрского края...
В одном из своих интервью, старший научный сотрудник Государственного исторического музея (г. Москва), руководителель Окско-Рязанской археологической экспедиции ГИМ Илья Рафаэлович Ахмедов на вопрос - являются ли русские мещеряки, и в частности жители Егорьевского района Подмосковья прямыми потомками древней мещеры? - ответил:
Безусловно, мещёра принимала участие в этногенезе русского народа, который проходил и на территориях современной Московской и Рязанской областей. Что касается прямой исторической преемственности, то мне хотелось бы рассказать об истории одной из групп мордовского народа, а именно мордвы-шокши. Современная шокша живёт на северо-западе Республики Мордовия и сохраняет отличия от мордвы-эрзи и мордвы-мокши. Археологи, изучая могильники в районе проживание этого субэтноса, пришли к выводу, что преемственность похоронного обряда сохраняется там с 5 по 11 век и поэтому шокшу можно считать прямыми потомками одного из родов Рязано-Окских археологической культуры. И кстати, близкими родственниками древней мещёры.
фото 1975 года
В селе Шокша сохранился удивительный похоронный обряд - установка намогильных крестов или памятников огромного размера - 4-5 метров в высоту.
Это историческая особенность шокши, которая не встречается у других финно-угорских народов, проживающих на территории республики.
фото 1975 года
Конечно, дерево не долговечно, но до сегодняшнего дня сохранилось еще достаточно много таких огромных памятных знаков. Еще больше упавших от времени, и полуразрушенных. Пройдет еще несколько лет и увидеть это будет нельзя - новых больших крестов местные жители уже не ставят.
Почему кресты и памятники столбцы со звездами которые устанавливали в советское время (они еще выше крестов) такие огромные? Местные жители объясняют это приезжим тем, что их усопшим родичам по высоким крестам и шестам будет проще забраться на небо, в Рай... Не иначе как в небесный пчельник Инешкипаза...
В глубокой древности финно-угры часто хоронили своих покойников на деревьях. Они привязывали обёрнутые лубом, тканью тела к ветвям деревьев или подвешивали их в деревянных колодах наподобие пчельников. Мотив всё тот же, что и в случае шокшинских крестов - умершему вися на дереве проще забраться по его кроне в Верхний мир. Когда останки, луб и колоды истлевали, все их содержимое сыпалось на землю... Сюжет, кстати, очень интересный. Помните в сказках Соловей-разбойник обитающий в Мещёрских лесах сидит в кроне дуба, вокруг которого валяются человеческие кости и черепа...
В связи с этим можно и нужно вспомнить приспособления для лазания по деревьям из средневековых могильников муромы, родовые деревья карсико у балтийских финнов у которых обрубали ветви в случае смерти одного из членов рода, таблички с именами умерших на тех же самых карсико, точно такие же таблички с именами умерших старообрядцев на соснах Мещёры, обряд похорон на деревьях у хантов и манси, похоронный лабаз на курьих ножках-высоких пнях спиленных деревьев (обряд в древности распространённый от Урала до Балтики), и, и высокие шесты-надгробия у соседей марийцев. Привет шокшинским жердям со звездами советского времени.
Вот такая удивительная архаика.
Кресты в сущности те же деревья, по их перекладинам в Рай карабкаться легко и к чертям не соскользнешь. Чампаз-Инешкипаз, храни нас! Помилуй нас!
Источник - http://orei.livejournal.com
Свежие комментарии